Диалог атеиста и христианина
У многих православных христиан среди знакомых и родных встречаются атеисты. Их отношение к религии весьма разнообразно: от доброжелательного равнодушия до открытой враждебности. Конечно, каждый человек имеет право верить или не верить в Бога. И православный христианин должен уважать выбор атеистов. Но иногда враждебно настроенные атеисты сами заводят спор. При этом они начинают свой разговор очень уверенно, высокомерно, с чувством превосходства. Для христианина встает дилемма: промолчать или ответить. Тем, которые рискнут поддержать этот спор, и адресована эта статья.
Итак, когда атеист узнает, что вы верующий, он обычно насмешливо восклицает:
– Ты что, в Бога веришь? Ну и где Он? Почему я его не вижу?
– Ты много чего не видишь: радиоволны, например. Но это не значит, что их не
существует.
– Наука доказала, что Его нет?
– Какая именно наука и что именно она доказала?
– Известно, что мы произошли от обезьяны.
– Теория эволюции потому и называется теорией, что она не доказана. Более
того, происхождение одного вида животных из другого противоречит законам
биологии, физики и химии. Ни одна собака котят еще не родила. Происхождение
человека от обезьяны также не доказано.
– В будущем докажут.
– Значит, ты тоже верующий, потому что веришь в будущее, которое, с
материальной точки зрения, непознаваемо. В будущем с Землей может произойти что
угодно: на нее упадет астероид, растает Антарктида или пьяный прапорщик случайно
нажмет на пусковую кнопку ядерных ракет.
– Наука непрерывно развивается. Хотя зачем я это говорю? Вы же ученых не
любите.
– Как раз наоборот! К науке мы относимся как к способу познания нашего мира,
сотворенного Богом. Просто надо различать факты и теории.
– А зачем вы Джордано Бруно сожгли?
– Ну, во-первых, сожгли не мы, а католики. И это, конечно, неправильно.
Во-вторых, его казнили за то, что он считал солнце Богом, а не центром нашей
галактики. Его теория была оккультной, а не научной.
– А крестовые походы, инквизиция и старообрядческий раскол? Вы, верующие,
постоянно враждуете друг с другом.
– Вы опять вешаете на нас грехи католиков. Но вообще вы правы. В истории
религий были кровавые страницы. И они являются предупреждением для нас, чтобы
подобное впредь не допускалось. Но нельзя отождествлять те войны и раздоры со
всеми верующими. С таким же успехом можно сказать, что все атеисты виноваты в
развязывании Второй мировой войны, на том основании, что фашисты и коммунисты
были атеистами.
– Кстати, а почему священники ходят в армию, солдат благословляют? Ведь в
Библии сказано: "Не убий".
– Наши священники благословляют солдат на защиту Отечества, а не на убийство
невинных людей или захватнические войны. Вы же не хотите сказать, что наши деды
зря воевали с фашистами, которые хотели уничтожить половину населения, а из
остальных сделать рабов?
– Нет, конечно, не зря. Но я как-то перелистывал Библию, и там ваш Бог
приказывал евреям убивать людей в завоеванных городах. Это что, Он такой добрый?
– А ты там случайно не прочитал, зачем Он это приказывал?
– Какая разница!
– Большая. Когда евреи вышли из Египта, они пришли в земли, населенные
язычниками, которые поклонялись богам Ваалу, Молоху и другим. В жертву этим
богам приносились дети. Их сжигали в специальных жертвенниках – тофетах. И для
того, чтобы евреи не окунулись в язычество, а сохранили веру в истинного Бога, и
были необходимы столь жестокие меры. Иногда, для того чтобы вырезать опухоль,
необходима операция для будущего здоровья пациента. Но еврейский народ,
некоторой своей частью, все равно окунулся в язычество со всеми сопутствующими
явлениями: человеческими жертвоприношениями, половыми извращениями, колдовством
и т.д. По сути, вся борьба Ветхого Завета – борьба пророков с язычеством.
– Мы видим, как ваши священники на иномарках разъезжают и в золотых цепях
ходят.
– Ты опять делаешь такую же ошибку. Не надо на основании нескольких людей
судить всех. Если ученик в школе не знает, что 2+2=4, то это свидетельствует не
об изъянах в правилах арифметики, а об изъянах в знаниях самого ученика. Христос
учит любви и смирению. И если какие-то христиане не понимают этого, то это их
грех, а не изъян христианства. А насчет остальных христиан – далеко не все
такие. В Церкви много искренних, добрых людей. Может, ты слишком мало был в
Церкви, чтобы их заметить?
– Службы в церкви ведутся долго и на каком-то непонятном языке, сидеть нельзя
– скукота!
– Ну, тут уж я ничем тебе помочь не могу. Это личные переживания человека.
Если ты не познал радости причастия, внутренней тишины после исповеди,
молитвенного настроения, то я не могу тебе этого объяснить. Если ты приходишь в
храм, потому что "все ходят" или "бабушка сказала", а не к Богу, то тебе будет
скучно. А насчет долгой службы и сидения я тебе вот что скажу. Для многих людей
это, к сожалению, только отговорки. Они прячутся за них, чтобы не принимать
Христа. Разрешим это – придумают какие-нибудь другие отговорки. На Западе в
католических и протестантских храмах можно и сидеть, и службы не такие долгие, и
богослужения ведутся на современных языках. А люди все равно туда не очень-то
ходят. И не надо забывать, что человеку необходимо не только дух смирять, но и
тело. Когда валяешься на диване – о молитве не очень-то и думается. По себе
знаю.
– Хорошо. Вот ты говоришь, что вы молитесь, на исповедь ходите. А какой
смысл, если я покаюсь, скажем, в краже, а потом опять пойду и украду. Меня Бог
опять простит?
– Понятно. Здесь дело вот в чем: грех – это не просто нарушение Божьего
закона, но и рана, которую грешник наносит своей душе. А исповедь и причастие –
это таинства. Это значит, что в них невидимо действует Сам Бог. Священник на
исповеди читает молитву: "Пришел еси во врачебницу, если что скроеши, да не
неисцелен отидеши". Поэтому, когда ты приходишь на исповедь "ради галочки" и не
чувствуешь раскаяния за этот грех, то есть не хочешь очиститься от него, то Бог
не очищает тебя. В каком ты духовном состоянии был до исповеди – в таком и
остался. Искренне кающемуся человеку Бог прощает грех, то есть вылечивает рану и
дает силы для дальнейшей борьбы с этим грехом.
– А я ничего такого не делаю, не краду, не убиваю, но в церковь не хожу. И
что, меня добрый Бог в ад отправит?
– Это твое субъективное мнение о себе самом. Я вот, например, тоже себе хорошим
кажусь. А окружающие меня люди знают и видят часто во мне другое. Кроме того, не
надо путать две разные вещи. Одно дело, когда преступник сидит в тюрьме и не
имеет физической возможности сделать зло. Другое дело, когда он на свободе и
может делать что захочет, то есть воровать, убивать т.д. Так и с обычными
людьми. Твои страсти все равно сидят в тебе. И когда им представится подходящий
случай, они покажут себя. Я видел много действительно добрых, хороших людей в
минуты искушений. И вот эти люди, о которых все знают, что они хорошие, тоже
начинают лгать, ругать всех и вся, изменять, красть… И что самое главное, они
себя ни в чем ни винят. Все вокруг плохие, только они – несправедливо
пострадавшие, жертвы роковых обстоятельств или непонятые. Это и называется –
неумение каяться.
– Так кто тогда в рай попадет, если все такие?
– Представь такую картину. К тебе подходят два твоих сына. Один из них говорит:
"Папа, прости меня, пожалуйста. Я разбил твою любимую хрустальную вазу. Я больше
так не буду". А другой говорит: "Я разбил твою любимую вазу. И еще разобью. И
вообще ты мне не нужен. Ты мне не отец. Я в тебя не верю". Ну и кого ты
простишь?
– Я думаю, первого. Но и второго я обижать не буду.
– Также и Бог. Он прощает тех, кто искренне кается и, как я уже говорил
раньше, помогает людям в борьбе с этими страстями. И в дальнейшем у этих людей
даже не появляется желаний так же грешить.
– А второго все-таки в ад отправит?
– Бог никого в ад не отправляет. Он ада не творил. Как сказано в Библии,
"Бог есть любовь" (1 Ин 4,16). Он любит всегда и всех, не потому, что мы такие,
а потому что Он есть любовь. Это значит, что Он есть источник всякого блага для
человека. И наоборот, отпадая от Бога, человек неминуемо придет ко злу. Отвергая
Бога, человек отвергает и избавление от страстей. После смерти человека страсти
начинают мучить его. Это и есть ад. Только там нет покаяния…
– То есть ты хочешь сказать, что страсти мучают человека. Но я знаю многих
людей, которые и пьют, и курят, и женам изменяют, и очень даже счастливы.
– По слову нашего современника: "Уши не болят на морозе, если они
отморожены". У некоторых людей душа настолько обросла коростой, что они не
чувствуют ни сострадания, ни любви, ни раскаяния, ни боли от своих грехов. И они
чувствуют некоторую иллюзию счастья, питая свой эгоизм. Но эта иллюзия
когда-нибудь кончается. У части людей, к сожалению, это происходит лишь перед
смертью… Потому что туда не возьмешь ни богатства, ни любовниц, ни машину, ни
бутылку водки. Кроме того, у каждого человека есть свои проблемы, богатый он или
бедный. А мучение людей от страстей можно продемонстрировать на примере тех
людей, в которых страсти достигли господствующего положения в душе. Я имею в
виду алкоголиков, наркоманов, завистливых людей, человеконенавистников и т.д.
Святой Исаак Сирин сравнивал грешника с собакой, которая лижет пилу, но не
замечает боли, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.
– Все так сложно.
– Ну, извини. Не все, оказывается, так просто. Правда?
– Правда. Помолись за меня своему Богу – может, я в него и поверю.
– Обязательно помолюсь.
– Да я шучу.
– А я – нет.
– Ладно, счастливо тебе.
– Счастливо.
Данный диалог, конечно, не является каким-то шаблоном. Он составлен на основе личного опыта общения автора с неверующими. Все проблемные вопросы между нами очень трудно описать – их слишком много. Но, я думаю, мы должны решать их в диалоге, потому что мы – люди. А отличительная черта людей – это способность к размышлениям, поиску, общению.